Кое-что из Розанова, а также о патриархате Российской империи
Придя к власти, большевики уничтожили институт супружества, заменив его так называемым гражданским браком. Отменить патриархальные православные законы оказалось не так уж и сложно. Ибо хотя эти законы были и патриархальными, и православными, но люди, их исполняющие, в массе своей таковыми быть перестали.
Цивилизационно-духовный разлом, как мне думается, пришёлся на время правления царя Алексея Михайловича Романова. Как известно, термин «нация» изобрели во Франции значительно позже, значит, русское общество того периода в гораздо большей степени было христианским, нежели русским. А раз так, то произошедший при Алексее Михайловиче раскол был расколом не просто церковным, но – народным. Именно после него одна часть русских людей объявила о том, что для них – прежде всего вера и традиции (староверы). Другая часть встала на сторону государственности и прогресса (никонианцы).
Я не утверждаю, что никонианская церковь является еретической. Ни в коем разе! В никонианской вере родилось немало святых, подвижников, да и дальнейшая история доказала, что Бог именно с ней. И, тем не менее, та часть народа, которая выбрала реформы патриарха Никона, после раскола начала духовно и морально деградировать (как, впрочем, и другая часть – таков результат разделения фанатиков и обывателей, которые в идеале должны друг друга дополнять).
Всего через 50 лет Пётр Великий начал благополучно брить мужчинам бороды, и вскоре вся аристократия уже расхаживала в париках и ласинах, предавалась новомодным европейским порокам. Студенты и гимназисты стили заражаться вольнодумством, нигилизмом и революционными идеями. Урбанизация и научно-технический прогресс неуклонно разрушали патриархальные устои низших сословий. С каждым годом люди духовно и морально слабели, а потому крепкая вера и христианские устои делались им всё более в тягость.
Тяготили их и православные законы – в частности, законы о браке. Я не буду перечислять все безобразия, творившиеся в межполовых отношениях в Российской империи, а просто для примера приведу несколько цитат из книги В. В. Розанова «Опавшие листья. Короб второй». Розанов, кстати, сам выступал категорически против православных законов о супружестве и боготворил женский пол, поэтому в негативно-предвзятом отношении к женщинам его обвинить невозможно. И, тем не менее, вот, какой случай он приводил:
Минувший год мы ездили с мамой к Романовым, - на Б. Зеленину. И, проезжая небольшую площадку, кажется у Сытного рынка (Петерб. (сторона), - в 1 час дня, - в яркий солнечный весенний день, - я вскрикнул и отвернулся.
Тотчас же взглянула туда жена.
- Молоденькая, лет 18 (сказала).
Vis-à-vis стояла толпа. Рассеянно, не нарочно. Парни, женщины. И против них эта "18-ти лет" подняла над голыми ногами подол "выше чего не следует" и показала всем.
Столица.
Розанов вообще любил коллекционировать различные случаи извращений. У него была большая подборка вырезок из газет, и эти свидетельства того времени весьма ценны для нас тем, что позволяют заглянуть за ту завесу церковно-правовой благодати, которой было прикрыто супружество в империи. Но и свидетельства самого Розанова как внимательного наблюдателя («созерцателя») ценны не менее:
Раза три в жизни я наблюдал (издали, не вблизи) или слышал рассказ о матерях, сводничающих своих замужних дочерей. Точно они бросают стадо к... на нее как с... Никогда не "прилаживают к одному", не стараются устроить "уют", хотя бы на почве измены.
Вся картина какого-то "поля" и "рысканья". Удивительно.
Еще поразительнее, что таких жен, все зная о них, глубоко любят их мужья. Плачут и любят. Любят до обожания. А жены, как и тещи, питают почти отвращение к несчастному мужу.
Чем больше слабели духовные силы общества, тем слабее становились и его мужчины. В иных местах империи женское распутство и скотство дошли до того, что сопротивляться им стало абсолютно невозможно. И мужчины попросту сдались. Сломались:
Мне один извозчик (ехал в редакцию, к ночи) сказал о своей деревне (Новгородской губернии), - на слова, будто "деревенские девушки или женщины легко отдаются рубля за 3" (слова мне А. С. Суворина, о поре своей молодости).
- Зачем девушки. Замужние. У нас на деревне всяка за 3 рубля (отдастся). Да хоть мою жену захочет кто взять.
Я даже испугался. Так просто. Он был красавец, с небольшими усиками, тонкий. Молодой. Лет 27-ми.
И не поперхнулся. Ни боли, ни стыда. И значит - никакой ревности.
Этот случай Розанов ошибочно трактует неким извращением извозчика, не понимая того, что на самом деле это – просто-напросто надлом. Духовный и моральный. Таких надломленных бабским скотством мужчин в империи было огромное количество, и с каждым годом становилось всё больше.
Так, год за годом – неуклонно – русское общество шло к тому, чтобы принять идеологию, снимущую с него гнёт патриархата (который оно уже не способно было нести). И провозгласит курс на построение матриархального государства. С инверсией семейной иерархии и прочими «прелестями» социализма.
Поэтому, рассуждая о патриархальных семьях Российской империи, участникам МД нужно не забывать, на чём они базировались. Вовсе не на законах как таковых. Но – на духовном стержне, который был в русских мужчинах (всех сословий!), и который позволял им контролировать баб и создавать вокруг себя соответствующее общество. Под которое уже законы и писались.
А раз так, то даже если сейчас вдруг примут закон, по которому мужчина получит реальные права в семье, если этот мужчина не будет духовно силён, если не будет иметь стержня, то даже при таком законе он свою семью «профукает». Сначала семью, а потом и страну. Примеры Российской империи и СССР нам в помощь.