Телевидение и матриархат
Телевидение – это прежде всего рекламный "орган", временами показывающий стимулирующий для просмотра рекламы контент, состоящий из фильмов и телепередач. "Телевизионный мир" существует сегодня прежде всего для того, чтобы продвигать товары и услуги. И предназначен он прежде всего для тех, кто подолгу засиживается перед зомбоящиком, а также для тех, кто может помочь рекламе распространиться при помощи удобного сарафанного радио. Само собой, желательно чтобы зритель не владел критическим мышлением, а эмоциональное восприятие телевизионных образов должно быть ярко выраженным. Так кто же больше всего соответствует таким характеристикам?
Женщины в возрасте. Не все, но очень многие. Телевидение целиком и полностью заточено под энный контингент женщин от 45 до 90 лет, живущих преимущественно за счет пособий/алиментов/пенсий от государства, имеющих чаще всего много свободного времени. Это очень обширная категория граждан России, не только отличающаяся своей многочисленностью, но и рентабельностью. Ведь именно они сегодня являются основными потребителями и учителями для других потребителей. Ведь именно они распоряжаются финансовым бюджетом в своих семьях, зачастую являясь единственными её членами. Именно они программируют и учат своих домочадцев, именно они являются активной движущей силой общества. Они непрестанно раздают советы, поучая в школах, в институтах, загсах, в жилищных кооперативах, в рабочих коллективах, во дворах, в очередях и т.д. Именно эти женщины в возрасте, в совершенстве отточив свою инверсию доминирования, ощущают себя основной движущей силой в нашем матриархальном обществе. Их поддерживают в этом такие же тетки-соратницы и тетки-подруги, их финансово поощряет государство, предоставляя им многочисленные льготы. Они не имеют никакого правового и даже словесного противодействия со стороны мужчин и молодежи, так как, дескать, «в нашем обществе так не принято». И, как следствие, к их советам прислушиваются, их уважают, им уступают место, их рассматривают в качестве основной потребительской силы страны. Неудивительно, что основной контент телевидения рассчитан именно на женщин в возрасте и бабушек. Ведь именно женщины, от природы обладая ведомостью, да еще и в летах, достаточно снисходительно воспримут новые деструктивные модели поведения, да и вообще все то, что транслирует телевизор. «Ну как же, молодежь, сейчас новое время, все же так делают в телевизоре, значит это и правильно. Современным надо быть» - сколько раз я слышал эту расхожую фразу от разного рода женщин. И многие другие женщины, к сожалению, не стремились спорить с ними, ведь телевизор есть в каждом доме и смотрит его вся семья.
Вы скажете: да это во всех странах так происходит! Нет, далеко не во всех. Находясь в зарубежных командировках, я специально включал телевизор, приобретая программу телепередач, оценивая содержание телепрограмм. Увы и ах, обилие специализированных телеканалов, множество познавательных и общественных телеканалов – вот то, что отличает зарубежное телевидение от отечественного. Просматривая зарубежный контент, видно, что его содержание сделано пусть и в основном для женщин-домохозяек, но не только для них. А где же познавательные телеканалы в России? В основном это трансляции западных телеканалов, либо их несуразные копии.
У меня нет дома телевизора вот уже более 12 лет, да и художественные фильмы я практически не смотрю. Возможно именно поэтому я не совсем владею ситуацией, возможно есть прекрасные отечественные телеканалы для мужчин, для познания, для труда и реализации возможностей, может быть. Но даже если и есть такие телеканалы, то все они созданы преимущественно с точки зрения женщины, как непоколебимой главы семьи. Мне хватило недели однажды посмотреть в гостях у друга несколько семейных кабельных каналов по типу «Домашний» и «Семья», где мужчине была отведена участь лишь приходящего гостя, любящего кутить с водочкой на рыбалке с друзьями. Такой образ мужчины оскорбляет всех мужчин без исключения, однако с недавних пор именно этот стереотип является не просто «нормой облика российского мужчины», но даже и некоей «русской традицией». Показательна и сама подача такого материала с неким «юморком», за счет чего происходит спокойное принятие таких «реалий» обществом. Женщине внушается ощущение собственного превосходства над «заходящим мужчиной», а также «очевидная его детскость» в делах «семьи» (исключительно бабской вотчины, в которой, дескать, все может решать только женщина). Неудивительно и то, что этот информационный круговорот от телеэкрана к женщинам и обратно является постоянным и все более усиливающимся. Само собой, любое иное (не стереотипное) поведение мужчин вызывает у женщин в лучшем случае недоумение, в худшем – злость, ненависть и язвительность. Увы, множество мужчин соглашается с выбранными матриархальным телевидением клише, подпадая под влияние этого круговорота.
Поинтересовался я и у жены моего гостеприимного друга о том, как влияют на нее эти «семейные каналы». Спасибо ей за честность, она подтвердила мои мысли, сославшись на то, что после просмотра телевизора у нее формируется некое негативное отношение к российским мужчинам. Она отметила также и то, что вместе с этим негативным чувством формируется у нее и парадоксальное внутреннее желание относиться к мужчинам как к несмышленым детям. Впрочем, эти позывы, как она мне сама говорит, с успехом нейтрализует ее муж-армянин, для которого такие женские установки являются неприемлемыми.
Показательна реакция на отечественное телевидение одного моего знакомого китайца, который является предпринимателем-аграрием и занимается разработкой земель в Амурской области России. Мне довелось вместе с ним посмотреть несколько таких «семейных» телеканалов. Мне – из интереса, ему – для изучения русского языка. Даже от китайца не удалось скрыть те моменты, о которых я пишу в этой статье. Нельзя сказать, что господин Боджинг был удивлен, так как с его слов «в Китае уже более десяти лет старшеклассникам и студентам на примере России показывают как жить нельзя, при этом особенно подчеркивая несовершенство российского семейного законодательства». Сожалея о таком положении дел, нельзя было не заметить и некоторое чувство превосходства в его глазах.
Нельзя не признать, что сугубо матриархальное телевидение в России – это та данность, которую рано или поздно придется осознать всем. Советская традиция собираться перед телевизором ныне не исчезла, а даже превратилась в некий «культ» и даже некую «обязанность». Зомбоящик склонны включать даже для некоего «фона», тем самым по сути программируя свою жизнь и жизнь близких. Телевидение вместе с тем является и самым доступным средством массовой информации, так как есть в каждом доме. привлекает народ и его наиболее многочисленную и значимую часть – женщин среднего и пожилого возраста. Следовательно – они живут в особом, искусственном мире, зависимом от системы потребления и «народных» рекламных проектов. Считаться с этим нам де-факто приходится, наблюдая искусственно навязанные «нормы» поведения в повседневной жизни, а также то влияние, которое оказывают телезависимые на своих детей/родственников/знакомых. Верить же в то, что зависимые люди станут как-либо сопротивляться навязываемой идеологии потребления и разврата – глупо. Ведомые всегда идут туда, куда им подскажут.