Жизнь в одноразовом мире
Последнее время меня постоянно посещает мысль: ситуация с гендерным «равноправием» в современном обществе и затягивание женской его части в пучину потреблядства – прямое следствие нашего экономического развития и постепенного перехода к так называемой модели «одноразового мира».
Еще каких-то 100-150 лет назад мир был иным, семейные ценности казались незыблемыми, вещи добротными, о верности супружеских пар писали романы, а дружеские отношения, понятия чести и достоинства по прочности могли поспорить со сталью. Вещизм не был основой всего, а торговцы отлично обходились без армии юристов и верили честному слову друг друга. Что же изменилось?
Развитие товарно-вещевых отношений породило современных монстров: суперкорпорации и транснациональные компании, в основе которых лежит стремление заработать как можно больше денег. Больше денег – больше власти, власть дает возможность подмять конкурентов и расширить свои границы, новые границы дают новые возможности для увеличения прибыли, и так почти до бесконечности. Почти, потому что пределы нашего мира ограничены, и бесконечное развитие невозможно. Если число потребителей ограничено, требуется изобретение методов, позволяющих увеличить сумму, отнимаемую у каждого потребителя в отдельности. На службе у производителей товара и поставщиков услуг армия маркетологов и брокеров, вездесущая реклама, пиар-менеджеры и прочая шушера, ежедневно впаривающая нам в голову информацию о необходимости движения денежных масс и увеличения товарооборота для улучшения качества нашей с вами жизни.
Так уж вышло исторически, что женская часть человечества более внушаемая, иррациональна, эмоциональна и менее критически смотрит на мир. Большая часть уловок потреблядского мира обращено на них, чтобы постоянно увеличивать объем продаваемых товаров и впариваемых услуг. Но (вот беда!) основная часть мировых денег зарабатывается мужчинами, которых не так легко «развести» на яркий, привлекательный, но абсолютно им не нужный товар. Как говорится в афоризме: «Мужчина готов заплатить 2 рубля за рублевую вещь, если она ему очень нужна, женщина обязательно купит за рубль то, что стоит 2 рубля, даже если это ей совершенно не нужно».
Возникает кризис интересов: у одной половины человечества есть деньги, но нет желания их бездумно тратить, у другой желание есть, но финансирование подкачало. Что в этом случае начнут делать «мудрые» промышленники и торгаши через подконтрольные им правительства? Разумеется, постараются создать условия для мягкого отъема денег у мужской части человечества в пользу женской. Мягкий отъем - ключевой момент. Любое прямое посягательство на честно заработанное вызовет сопротивление. Но искусство дипломатии - это умение послать человека на три буквы так, чтобы он пошел, радуясь точному направлению. Начиная от движения феминисток, которое изначально боролось за права женщин, а выродилось в абсурдное сборище истеричек, и заканчивая современным медийным пространством, последние 100 лет шаг за шагом, капля за каплей подтачивалась основа патриархального общества, незыблемое право мужчин принимать решения, распоряжаться своей собственностью, защищать свою семью и брать ответственность за принятые решения. Сначала женщины повсеместно захватили распределение финансовых потоков внутри семьи. Затем постепенно, но последовательно, поменяли приоритеты главенства интересов. Теперь их собственные хотелки стали основными, а желания основного кормильца – второстепенными.
Чем дальше, тем хуже. В правительстве быстро сообразили, что для пенсионного фонда выгоднее уменьшить возраст выхода на пенсию для женщин и увеличить для мужчин. В таком варианте мужики до пенсии, как правило, не доживают, хотя их удельный вклад в пенсионный фонд выше. Заработанные деньги уходят неизвестно куда (хотя, конечно, всем известно, куда именно), а правительство получает мощную поддержку бОльшей половины электората в лице женщин, которым так легко манипулировать на эмоциональном уровне.
Оказывается не у дел институт семьи. Потреблядскому миру невыгодна крепкая ячейка общества, индивидуалиста проще обработать и внушить нужное направление мышления. Как следствие, увеличивается рычаг воздействия алиментного рабства. Пойманные на крючок мужчины становятся более лояльными, потому что у государства появляется больше репрессивных возможностей манипулирования. Им проще откупиться, вырвать крючок с мясом, вырваться на свободу, а потреблядский мир получает то, что ему требуется – женщину с финансами, которые она легко и добровольно отдаст за внушаемые ей образы счастливой и обеспеченной жизни.
Ток-шоу, сериалы, новости изо дня в день рисуют образ мерзкого, примитивного, подлого мужчинки, готового на всё, чтобы обмануть, унизить, бросить, лишить средств к существованию нежное ангельское создание – женщину, этот земной эталон чистоты и непорочности намерений. У вступающих во взрослую жизнь молодых мужчин априори формируется комплекс вины и рефлекс долженствования, они заранее готовы заглаживать свои несуществующие проступки щедрыми жестами и готовностью оплачивать любой каприз. Современный мир в восторге, женщины в экстазе (хотя заочно уже презирают это пресмыкающееся создание), торгаши радостно пересчитывают прибыль. И только жертва потреблядского мира, очнувшись через 10-20 лет, озадаченно чешет затылок: «Чё ж всё так хреново получилось, что я не так делал?».
Последние 10-20 лет началась новая тенденция в современном мире – производство одноразовых товаров. Маховик промышленного производства раскручивается всё быстрее, для поддержки мирового экономического роста в 2-3% в год требуется производить всё больше и больше товара, но при этом уже достигнут предел необходимого потребления. Чтобы заставить потребителя покупать новые вещи, надо внушить ему необходимость этого действия. Идут в ход понятия бренда, новых возможностей, модных трендов и статусности. Старая вещь еще вполне удовлетворяет своими возможностями, но потребителю вбивается в голову: «Не будь лохом, ты можешь себе это позволить, выделись из толпы!». И 90% зомбопотребителей ходят в одинаковой брендовой одежде с айфонами последней модели, разъезжают на иномарках не старше трех лет и тянут на себе бремя нескольких кредитов. Чтобы убедить приверженцев старых вещей в необходимости покупки нового, при создании современной техники закладывают так называемую проектируемую поломку, которая должна с высокой степенью вероятности обеспечить выход из строя оборудования, как правило, через некоторое время после окончания гарантийного срока использования.
Как сказал ныне почитаемый в капиталистическом мире Карл Маркс: «бытие определяет сознание». Мир стремительно становится одноразовым, одноразовые предметы порождают одноразовое к ним отношение, а оно проецируется и на отношение к жизни в целом. Зачем какие-то долговременные связи, семья, дружба и прочее, когда гораздо проще взять, что само плывет к тебе в руки, поиметь с этого выгоду и выбросить. Женское потреблядство, врожденное чувство жадности и вещизм в этом одноразовом мире проявляются во всей красе. Если раньше это еще как-то скрывалось, то за последние 10-15 лет вышло на поверхность и стало чуть ли не эталоном женского поведения.
Какой из всего этого можно сделать вывод? Развитие современного общества, предоставление бОльших прав и свобод женщинам наложилось в одной фазе на становление потреблядского мировоззрения, из-за чего конечный эффект многократно усилился и ускорился. Этому миру не нужны думающие и понимающие современные процессы люди, они не вписываются в картину рядового потребителя. Пусть прозвучит банально, но… развивайтесь, читайте и думайте, думайте, думайте! Сломать тенденцию нынешнего обыдлевания можно только уменьшив количество того самого быдла. А выйдя на новый уровень мировоззрения, не забудьте дать руку тем, кто еще плавает в болоте потреблядства.