Foreign Affair: Кения, детский сад Обамы
Идея о поездке в Африку появилась у меня довольно давно, - раньше я туда, в принципе, ездил, но больше по работе, когда посмотреть страну времени было немного. И вот, наконец-то, поехал как турист, когда не надо вставать ни свет ни заря, не надо писать отчетов по вечерам и весь день свободен.
«Черный континент» интересовал меня с детства, когда я зачитывался Майн Ридом и Генри Хаггардом, а одним из любимых фильмов у меня был «Рассвет зулуссов», и я всегда хотел туда съездить.
Несмотря на то, что поездки в Африку у меня были ранее, пусть и командировки, а не туристические, моя мать, почему-то, устроила мне скандал (впрочем, она вообще это дело очень любит и поводом может послужить что угодно): мол, тебя похитят и будут выкуп требовать, съедят, ты подхватишь непонятную болезнь и все такое прочее. Усугубилось все еще и тем, что какая-то из ее коллег, судя по всему, не от большого ума, рассказала ей о блоггере sinus24, который работает в Африке по гуманитарной линии (а значит, в совсем дырах, в то время, как я собирался посетить, все-таки, достаточно цивилизованные страны) и пишет об этом всякое разное, прочитала про все там и ужаснулась. Я этого блоггера также почитал, - а что, журнал весьма интересный, тем более, в местах моего обитания – на Карибах (я на Кубе, он –в Гаити, а в Доминикану мы оба заезжали, впрочем, я и в Гаити однажды заехал, охренел и уехал) он времени немало провел, да еще и в чем-то мой коллега, правда, я работаю по инвестиционной линии – в местах, где какая-никакая цивилизация есть, а он – по гуманитарной, где ее нет, - журнал у него довольно интересный. Однако, в итоге мать все-таки поняла, что меня не убедит, а также все-таки вняла голосу разума, что страны Африки отличаются друг от друга также, как и страны Европы, и говорить, что Гана и ЦАР – одно и то же, - это все равно, что ставить в один ряд Украину и Германию.
В общем, посетил я три страны: Кению, Нигерию и Гану, и рассказ свой начну, пожалуй, с Кении. Тем более, сын этой страны даже президентом США побыть успел.
По мнению современных антропологов, Кения (с языка суахили переводится как «Белая гора») находится на территории, являющейся прародиной человечества – именно здесь обнаружены наиболее древние останки наших предков.
Природа очень красивая.
Исторически Кению населяли полукочевые племена масаи, получившие в народе репутацию свирепых воинов и искусных охотников, хотя, на самом деле, культура масаи основывается на скотоводстве, причем по их религии скот был предоставлен богами именно масаи, а остальные народы, владеющие скотом, владеют им потому, что украли его у масаи.
Собственно, масаи.
В связи с особенностями веры, масаи всегда весьма любили угонять
скот как у своих соседей – африканских народов, так, позже, и у англичан, причем они считали, что это они просто возвращают себе свое.
Работорговцы всегда предпочитали их избегать, так как воевать масаи, не смотря на свою дикость, умели: в конце концов, помимо скотоводства, жили они также охотой и собирательством, а такой образ жизни, при своей примитивности, дает один очень хороший бонус - он делает мышление абсолютно нешаблонным, что делало их очень опасными противниками – никогда не знаешь, что они выкинут, где засаду устроят, где капкан поставят и т.д., а если что – всегда могут уйти в саванну, где их попробуй найди (а они там прекрасно ориентируются). Впрочем, в итоге, англичане и немцы все-таки загнали этих масаи в резервации, - не сколько силой оружия, сколько из-за того факта, что охотничьих угодий стало, в связи с европейской экспансией, меньше, а начавшийся падеж скота вызвал в племенах масаи массовый голод.
Сейчас оставшиеся масаи живут, как правило, в национальных парках – часть продолжает вести традиционный образ жизни, часть более-менее цивилизовалась и даже занимается сельхоз-бизнесом.
Также на территории современной Кении возникли государства суахили, находящиеся на уровне развития, примерно, Позднего Средневековья.
Государства своего суахили, как такового не имели, - это был, скорее, союз городов-государств, вроде Ацтекской «империи», только с более высокими технологиями, который вел торговлю с арабами, Индией и Китаем. У арабов суахили переняли письменность (у них были свои закорючки, но это была, скорее, прото-письменность, типа германских рун, которыми можно написать заклинание, описать какую-нибудь сценку, но книгу написать уже не получится, затем они стали писать арабской вязью, а потом и вовсе перешли на латиницу) и ислам, а у индусов – кухню (кстати, весьма недурно эти суахили готовят, надо признать, хотя индийскую кухню не особо люблю).
Руины Геде. Когда-то тут был город, но после источник воды, у которого он был построен, высох, и город был оставлен.
Суахилийские клинки
Суахилийка в традиционном наряде
Основным товаром на экспорт у суахили были золото, твердые породы дерева, а также, внезапно, рабы.
Вообще, считается, что негритянских рабов ловили белые работорговцы, которые же их и продавали потом, но, на самом деле, это не так: работорговцами были те же негритянские народы, проживавшие у побережий (что в Западной, что в Восточной Африке), которые ловили представителей других, менее развитых негритянских народов и продавали их в рабство. Причем, негритянские рабы стали массово появляться в Европе только во второй половине XV века, - до этого основным источником дармовой рабочей силы в Европе были сначала кельты и германцы (у римлян) а затем, внезапно, славяне: например, согласно некоторым источникам, такое государство, как Чехия, появилось благодаря пражскому рынку рабов, на котором чехи – племя, жившее на территории современной Праги, продавало представителей других племен: лучан или литомержичей, например, а на рынках рабов Крыма тамошние татары продавали и восточных славян.
Основными пользователями негритянских рабов (т.н. «зинджей») были арабы (и немного индусы), которым суахили продавали рабов за несколько столетий до того, как вообще увидели первых европейцев. Таким образом, миф о злых белых европейцах-работорговцах, рыскающих по пустыне в поисках невинных туземцев, чтобы забрать их в рабство - в корне неверен: большинство рыскающих были вполне себе черные.
Первое столкновение с европейцами произошло 1498 году, когда к берегам Кении пристала португальская экспедиция Васко да Гамы. Португальцы захватили побережье Кении и стали использовать его как транзитный порт по дороге в Индию, но затем оманские арабы изгнали португальцев и захватили данные территории сами, поставив наместников из местных мусульман.
К моменту прибытия держав, разделивших Восточную Африку на сферы влияния: Великобритании и Германии, на территории страны, которую в будущем назовут Кения, происходил военный конфликт: местная династия Мазруи воевала за независимость от султаната Занзибара. Великобритания стала поддерживать Мазруи, а Германия – Занзибар.
Позже Великобритания и Германия подписали соглашение о разделе Восточной Африки, в результате которого Кения, а позже и Занзибар, перешли под протекторат Великобритании, в результате на этих территориях был установлен колониальный режим.
В результате, местные были полно
стью отстранены от власти, у них были отобраны право голоса и гражданские права.
Сейчас, если кто-то заводит разговор об «ужасах колонизации», то, прежде всего, речь пойдет, скорее всего, о конкистадорах и ацтеках. Но Испанская Империя, в отличие от Британской, никогда не загоняла колонизированные народы в лагеря, была более демократична в их отношении, и пыталась туземцев мало-помалу в общество и цивилизацию свою интегрировать, в время, как англичане всегда держали их отдельно, изредка кидая им кости, что, в итоге, сыграло злую шутку с потомками колонистов во время деколонизации.
В начале второй половины XX века в странах Африки началась борьба за независимость, и Кения не стала исключением.
Вспыхнуло восстание так называемых «Мау-Мау», занимающихся террором как в отношении белых, так и в отношении африканцев, работающих на режим (к последним, кстати, отношение было даже более жестоким), - колониальным вооруженным силам было очень сложно противостоять повстанцам, в результате из Великобритании был направлен армейский контингент, который помог подавить восстание.
В 1956 году восстание было подавлено, расправа над племенными лидерами восставших была показательно жестокой, однако, в результате восстания правительство Великобритании, все-таки, пошло африканцам на уступки: им предоставили гражданские права, позволили занимать должности в Парламенте, что послужило началом независимости.
Памятник Дедану Кимоти – лидеру движения «Мау-Мау»
В 1962 году был разработан проект новой конституции, а в 1963 Кения получила независимость.
Президентом стал «Отец кенийской нации» Джомо Кеньятта, урожденный Джонстон Камау, позже изменивший свое имя: Джомо на суахили означает «Пылающее копье», а Кеньятта - «Свет Кении». Кеньятта родился в небольшом племени, относящемся к этнической группе кикуйу, в церковно-приходской школе научился читать и писать по-английски и начал свою карьеру в качестве переводчика в Верховном суде Найроби. Увлекшись революционными идеями, начал издавать общественно-политический журнал.
Затем Кеньятта переехал в Лондон, где окончил колледж. Также Кеньятта успел пожить в СССР, и даже закончил Коммунистический университет трудящихся Востока имени И. В. Сталина.
В 1949 году он вернулся в Кению, где начал политическую борьбу за независимость, пока в 1953 году не был брошен в тюрьму британской колониальной администрацией за сотрудничество с движением «Мау-Мау», откуда был выпущен только в 1961 в ходе народных протестов.
Джомо Кеньятта
С сыном Ухуру, в 2013 году избранным в качестве президента Кении.
Кеньятта заявлял, что является приверженцем так называемого «африканского социализма» (хотя, на самом деле, все эти социализмы – что африканский, что азиатский, что латиноамериканский – это, скорее, не социалистические, а национально-освободительные движения, и их лидеры, как правило, становились социалистами и коммунистами ситуативно) и проводил политику «африканизации» (пусть и не такую жесткую, как в большинстве стран Африки во время деколонизации): у белых фермеров «выпупалась» (на самом деле, отбиралась с небольшой денежной компенсацией) земля, которая передавалась в коллективные африканские хозяйства.
На самом деле, вина британского правительства в том, что их соотечественников выселяли с обжитой ими земли, тоже есть, поскольку этого можно было бы избежать, если бы они проводили политику интеграции в свою культуру и цивилизацию местного населения, как это делали, например, испанцы: например, на той же Кубе, или даже в какой-нибудь Боливии (где местное население, кстати, имело куда более дикие нравы, чем в Кении) такое даже представить себе невозможно, поскольку политика испанской колониальной администрации была более мудрой. Де-факто, британская корона подставила своих подданных, живущих в колониях.
Социалистические взгляды не мешали Кеньятте приватизировать обширные сельхозугодья в стране, а также владеть роскошными отелями на побережье, - это до сих пор остается семейным бизнесом клана Кеньятта, - как и в практически всех африканских странах, коррупция тут вообще процветала, хотя тормоза у Кеньятты все-таки были, - видимо, потому смог тихо-мирно проправить до самой смерти, которая наступила, когда ему было 87 лет. С другой стороны, Кеньятте надо отдать должное – он очень успешно сдерживал межэтнические конфликты, так распространенные в постколониальной Черной Африке, пытаясь создать единую кенийскую нацию.
Также Джомо Кеньятта является двоюродным дедом основателя группы Rage Against the Machine и прообразом протагониста советского мультфильма «Африканская сказка» 1963 года.
Крупный межэтнический конфликт, между народами кикуйо и луо, приведший к кризису, от которого страна оправляется до сих пор, произошел уже после смерти Кеньятты: в 2007 году, однако через год он был урегулирован и сейчас обстановка в Кении более-менее стабильна.
Сейчас Кения является одной из наиболее динамично развивающихся стран в Восточной Африке, уступая только Руанде (кенийцы, с которыми общался, очень хвалили Руанду – мол, там все прекрасно, нам бы так, - я об этой стране знаю только то, что там, в свое время, был крупный конфликт между народами хуту и тутси, когда первые при помощи мачете геноцидили вторых, но сейчас, вроде, все стабилизировалось, а даже наблюдается экономический рост). Не обошлось без китайских инвестиций.
Китайцы построили в Кении железную дорогу между Найроби и Момбасой, и мне даже довелось на ней проехаться: в принципе, не хуже, чем железная дорога между Шанхаем и Уси. Если раньше путь из Найроби в Момбасу (500 километров) занимал около 10 часов, то сейчас для этого требуется 4 часа.
Еще один плюс от железной дороги заключается в том, что она создала множество новых рабочих мест. Вообще, сторонники «возрождения демографии», заявляющие, что каждая баба должна рожать, минимум, 5 детей, не понимают, что в случае, если демографический рост опережает экономический, то это ни к чему хорошему не приводит: к чему это приводит, можно наблюдать в Черной Африке, а также в Южной Азии, где, в результате, образовались огромные толпы народу, которых нечем занять, негде и некому обучать, что привело к нищете и росту криминала. Железная дорога, как и подобные инфраструктурные объекты помогают данную проблему решить, создавая рабочие места – как требующие квалификации, так и не требующие, что позволяет занять население, предоставив им работу, источник дохода и снизив социальное напряжение.
Вообще, почему африканцы сейчас так активно сотрудничают с Китаем и между Китаем и Европой делают выбор в пользу Китая? Европейцы, перед тем, как предоставить кредит, как правило, просят «прозрачности» (а африканцы этого не любят), а также спрашивают за гендерное равенство и прочее вот такое вот, в то время, как китайцам, как правило, абсолютно все равно, а что там в стране с гендерным равенством, а прозрачность они и сами не жалуют. У китайцев, как правило, условия куда более прозаичные: не признавать независимость Тайваня, например, или поддерживать на заседаниях ООН устройство в Китае т.н. «лагерей перевоспитания» для мусульман, в частности, - уйгуров.
В уплату кредита на строительство железной дороги Китай собирается забрать себе порт Момбасы (по крайней мере, пока кредит не будет выплачен обратно), а это – крупнейший порт в Восточной Африке, принимающий грузы не только в Кению, но и в другие страны: Танзанию, Судан и Руанду, например. Шри Ланка и Малайзия уже отдали свои порты китайцам, а Уганда передала им свой аэропорт.
Я считаю, что это правильно и Русскому Миру, который любит прощать кредиты, есть чему тут поучиться.
С другой стороны, Кения сейчас имеет стабильно растущую экономику, правда, с одним существенным недостатком: основывается эта экономика на туризме и сельском хозяйстве, то есть, имеет сезонный характер. Промышленное производство тут есть, но пока еще в зачаточном состоянии.
Зато более 50% энергетики основано на возобновляемых источниках энергии – в основном, геотермальных, причем электроэнергия даже поставляется на экспорт – в Танзанию, например.
Не смотря на стереотипы, Кения мне показалась безопасной, а кенийцы – спокойными и неагрессивными: основной криминал тут – дело рук сомалийцев или нигерийцев из мусульманских штатов. В Кении немало сомалийских беженцев. В Момбасе для них построили большой лагерь, огороженный сеткой с колючей проволокой. По периметру ходят люди с автоматами – стараются не допустить того, чтобы сомалийцы шлялись по городу. На работу (в основном, грузчиками в местном порту) их отвозит автобус, он же их забирает обратно в лагерь. Еду на продажи им привозит также каждую неделю специальная машина, плюс бабульки местные свои лепешки и т.д. им продают. На самом деле, мудрое решение, которому Европе следует поучиться.
Стараются быть «форенер- »и «инвестмент-френдли», - с иностранных бизнесменов тут пылинки сдувают, так как те развивают экономику. Обслуживающий персонал тоже весьма расторопен – даже удивился: полилась из душа соленая вода, я обратился на ресепшн, через 5 минут пришел дядька-ремонтник и все починил. На той же Кубе я бы пару дней со всеми ругался и починили бы, скорее всего, только когда я до главного шефа бы дошел. В общем, как видно, рыночек-таки решает.
Цены довольно низкие: номер делюкс обошелся мне на 5 дней всего в 40 килограмм деревянных – на Кубе я выложил бы за такой номер, минимум, 60-80, да еще и сервис был бы, скорее всего, хуже.
Пляжи на удивление чистые, хотя мне не совсем повезло: приехал я аккурат после сезона дождей, а местные реки очень илистые (вода аж красная), потому искупаться удалось только в последний день, - купаться в глине не хотелось.
Красный океан.
Познакомился с очень общительной барменшей, с дико проамериканскими взглядами почему-то, но я ее, вроде, переубедил, - я, все-таки, чиновник Русского Мира и должен отрабатывать бабло, потому развернул рупор «ватной» пропаганды. Пророссийские кенийцы нам нужны.
Тем более, сотрудничество с Россией тоже идет: слышал о российских военных инструкторах, обучающих кенийских военных, а также познакомился с бабой, которая даже жила год с кенийским военным и поэтому немного говорила по-русски. Говорила, что он был миротворцем, сейчас уехал в Судан и периодически с ней переписывается.
Теперь о том самом гендерном равенстве.
Законодательство, на данный момент, вполне себе справедливо: при разводе каждый уходит с тем, с кем приходит, то есть, если у мужчины есть дом, а у женщины нет, то при разводе женщина никаких прав на дом мужчины не имеет, ребенка оставляют с тем родителем, который может создать ему лучшие условия (чаще это мужчина).
Но феминисткам это не нравится, ибо равенство их не интересует, - их интересует возможность залезть к мужчинам в карман и в постель (ну, или наоборот, чтобы к мужчинам никто не лез в постель).
Они тут даже демонстрации устраивают:
Также существует т.н. «Федерация женщин-юристов», которая борется за то, чтобы при разводе женщина уходила не только со своим имуществом, а получала 50% всего суммарного имущества супругов, аргументируя это тем, что у женщин имущество и доходы, как правило, меньше (хотя по закону декларируется равенство, никакой дискриминации нет, и женщины имеют такое же право на трудоустройство, как и мужчины).
Эмблема сей Федерации
Еще аргументируется тем, что наследниками выбирать предпочитают мужчин, хотя, также, никто это делать не обязывает – люди сами вольны распоряжаться своим имуществом, кому отдавать его в наследство (а я вообще, на самом деле, за отмену института наследования, не смотря на то, что являюсь убежденным сторонником частной собственности).
Также феминисток заботит такая проблема, как женское обрезание, причем не только кенийских, но и у западных. Если западную феминистку спросить, мол, права женщинам все давно уже предоставлены, женщины давно свободны, она ответит: «А в Африке женщин обрезают!».
Такая традиция есть, например, у местного народа масаи, о котором я писал выше. Обрезают они, кстати, не только женщин, но и мужчин, но это феминисток, как полагается, не волнует. Я посетил масаи, правда, не настоящее дикое племя (которых сейчас мало), а косплейеров.
Для туристов, они живут так:
А на самом деле – вот так (близко фоткать мне не дали):
В деревне у них есть ясли, где висит большой транспарант «Нет обрезанию, но да образованию!»:
В этом детском садике они учатся лет до 7, а потом их возят в школу в ближайший город. Дикие масаи живут в национальных парках, вместе с животными, и служат своеобразными экспонатами, но многие сейчас цивилизуются, у них сельхозбизнес (кофе, фасоль, какао, специи всякие), плюс для туристов развлекушки устраивают, бижутерию всякую продают. И оружие. Я приобрел для коллекции т.н. “lion spear” – копье для охоты на львов, представляет собой что-то среднее между копьем и мечом, по идее, метательное, хотя можно и в ближнем бою рубиться. Поколотил им покрышки – штука, в принципе, неплохая.
Вот оно:
Вот как-то так:
Вообще, с вывозом африканского оружия у меня всегда были проблемы: постоянно отбирали на таможне (хотя с Европой и Латиной такого никогда не было), но это копье я разобрал и вопросов ни у кого не возникло.
В общем, обрезание сейчас если и практикуется, то только в каких-нибудь самых диких племенах или, может быть, каких-нибудь самых религиозных семьях, но по мере проникновения цивилизации данная практика уходит в небытие и без всяких феминисток.
Бабы довольно красивые. Мне вообще нравятся бабы восточноафриканской расы: у них, нередко, очень красивые и правильные черты лица (а у африканок с этим, обычно, беда) и точеные фигуры, а также очень тонкие талии: баба может есть как слониха, у нее будет огромная задница, но талия расти практически не будет. А против огромных задниц я ничего не имею – обеими руками за.
Что удивило – это то, что бабы как-то необычно скромно одеваются. Притом, что те же кубинки (тоже южанки, у которых, к тому же, нередко африканские корни) одеваются довольно откровенно и я, в свое время, при всем своем либерализме, заставил свою «благоверную» выкинуть половину своего гардероба. Также сталкивался с негритянками из Эсмеральдаса в Эквадоре – это раньше было такое прото-государство, сформированное в Южной Америке беглыми негритянскими рабами, - этакими южноамериканскими казаками, а сейчас это один из регионов Эквадора, который населен, преимущественно, черными, - эти вообще практически голые ходят.
А тут даже бабы не очень тяжелого поведения редко надевают юбку выше колен. Обычно женщины ходят в джинсах, платьях или юбках, закрывающих колени, или в своих этнических цветастых платьев – чем-то средним между сарафаном и индийским сари.
Видимо, это вызвано тем, что в Кении сейчас довольно много мигрантов из Сомали и из мусульманской Нигерии (а нигерийцы – это, де-факто, два народа в одном: христиане нормальные, в принципе, с ними можно иметь дела, а вот мусульмане – постоянный источник проблем и один из основных поставщиков криминала как в Европу, так и в Китай, ну и в другие африканские страны тоже). Данные гаврики приезжают, как правило, без баб, у баб успехом особым у местных не пользуются, ну и могут того-этого. Местные бабы, видимо, это понимают.
Плюс, много и своих мусульман: очень много людей в этнической одежде и в тюбитейках, баб в хиджабах, а то и в паранжах. Напротив моего отеля стояла мечеть и где-то в 13:00 каждый день я слушал чарующие песни мусульманского молебна.
В Москве я затевал с кенийской студенткой, и она была жутко истеричной, потому долго я с ней не прозатевал, но, в целом, кенийки мне стервозными и доминантными не показались – народ тут вообще спокойный и доброжелательный, по крайней мере, на первый взгляд, а людей я более-менее определять научился. Особо деньги не тянут, хотя коктейльчик купить им, скорее всего, все-таки, придется.
Хотя, с кенийками именно «приличными» пообщаться, толком, не удалось: все-таки, мало времени там провел, да и пересечься с ними как-то руки не дошли, - все-таки, это турпоездка, а в ночных клубах и барах они, как правило, не обитаются – там вы найдете только либо любительниц перепихона на вечер, либо обычных проституток (цена вопроса – 2000-3000 местных шиллингов, а шиллинг местный, примерно, равен рублю).
Многие бабы хотят выйти замуж за иностранца: желательно, конечно, за белого европейца, но, на крайняк, сойдет араб, индус или китаец. Видел несколько пар европейцев с кенийками, - судя по всему, муж и жена, и одного китайца.
С распространением интернета, набирают популярность также и сайты эскорт-услуг, хотя сам я ими не пользовался: помимо кениек, есть китаянки, причем довольно много, - видимо, для местных, у которых появились деньги и захотелось экзотики, а также для китайских экспатов, которые от экзотики, наоборот, устали.
Помимо китаянок, из иностранного «товара» есть и россиянки: пока относительно немного, но, судя по всему, по мере развития страны и появления у местных денег, их станет больше. В Европу российские проститутки давно не ездят, зато их хватает в Азии и на Ближнем Востоке, а тут они открыли для себя еще новый рынок – Африку.
Власти Кении, как ряда других африканских стран, взяли сейчас курс на развитие, выбрав в качестве примера т.н. «четырех азиатских тигров», они же «четыре азиатских малых дракона»: Южную Корею, Сингапур, Гонконг и Тайвань, которые смогли, за последние годы, наладить свою экономику и в разы увеличить свой уровень жизни. Едва ли Кения, в ближайшее время, дотянет до уровня Сингапура, но до уровня какой-нибудь Малайзии лет через 5 развиться имеет все шансы.
Только вот с феминистками они зря заигрывают – последствия для не самой богатой страны могут быть катастрофическими, с учетом того, сколь катастрофическими они оборачиваются для стран с в разы более развитой и стабильной экономикой.
Источник vk.com
|