...
Посмотреть изображение в оригинале...
Говоря обо всём многообразии стереотипов в видеогиграх, нельзя не упомянуть классический: дамочку в опасности. Нет, не своевольную красотку а-ля Bayonetta, способную расшвырять всех врагов самостоятельно, а именно субтильную девушку, отчаянно нуждающуюся в спасении. Этот образ пришёл ещё из средневековых сказок - как идеальная мотивация для любого рыцаря в сияющих доспехах. Оттуда перекочевал в кинематограф, а из него - в видеоигры.
Эпоха 80-х
Представьте себе: вы в 80-х. Мощности компьютеров - на нижайшем уровне, как и политкорректность по отношению к женщине: вы только вспомните киноленты тех времён! У разработчиков не было сегодняшних безумных миллионов долларов, и нескольких лет на разработку того или иного проекта. В том числе - и на сюжет. По этому бессловесная девушка с отличными внешними данными нередко становилась главным поводом для того, чтобы герой пустился во все тяжкие.
Классический пример девушки в опасности - Принцесса Peach из Mario: она стала одной из первых, если не самой первой. Трогательная история безответной любви итальянского водопроводчика продолжается уже не один десяток лет. Каждый раз огнедышащий черепахо-дракон Bowser похищает принцессу с каменным сердцем, и каждый раз Марио отправляется на спасение в надежде хотя бы на один поцелуй. Peach могла бы принять меры, оставить Марио в своём замке и предотвратить будущие похищения… но нет: особа королевских кровей навеки определила водопроводчика во френд-зону.
Ещё один отличный удар из прошлого - Мэриан из Double Dragon. Роскошная блондинка в красной мини-юбке, произносящая всего две-три фразы - настоящий кошмар для Аниты Саркесиан и прочих феминисток мира виртуальных развлечений. Судьба Мэриан незавидна: в самом начале каждой части блондинка получает неслабый хук кулаком в живот (обожемой, 80-е годы, о чём вы только думали!?) после чего бандит уносит её на плече, как трофей. Разумеется, сверкание нижним бельём прилагается. В конце игры, уже отметелив босса, Джимми и Билли Ли дерутся друг с другом: кому достанется Мэриан!? Самой девушке всё едино: какой уж там внутренний мир, если оба близнеца - прекрасные культуристы, эдакие Мистеры Вселенная?
Образ Мэриан был настолько популярен, что он породил клоны. Например, Джессику Хаггар из Streets of Rage. Мы уверены: все, у кого была Sega, наверняка играли в этот - опять же - клон Double Dragon с улучшенной графикой. Симпатичную дочку мэра похищают негодяи, с чего и начинается игра. Джессика - классический безмолвный приз: современная Л. Крофт сквозь землю провалилась бы от стыда, увидев столь вульгарное превращение женщины в объект.
Все упомянутые дамочки были достаточно спрайтовыми и пикселизированными - приходилось изрядно напрягать фантазию. Принцесса Дафна из Dragon’s Lair - совсем другое дело. В её времена только-только появился новый неведомый формат “Лазерный Компакт-диск” вмещающий целые сотни мегабайт информации! Авторы Dragon’s Lair развернулись, и создали мультипликацию не хуже Disney. Разработчики честно признались: Дафна пришла прямиком со страниц Playboy. Принцесса уже не была безмолвной (благо, на CD помещалась речь), но её реплики не свидетельствовали о характере “сильной, независимой женщины”. Скорее, наоборот: зазывая нескладного рыцаря, Дафна использовала лишь самые что ни на есть плотские аргументы.
Современная эпоха
Ещё году в 2005-ом слышались отголоски тех давних прекрасных времён. Возьмём хоть Resident Evil 4. Нашему герою нужно было спасти дочь американского президента - ну чем не современный аналог принцессы? Эшли Грэхем - девушка в опасности старой формации, если так можно выразиться. Даже если у вас целый арсенал огнестрельного оружия, Эшли не возьмёт и самый маленький скромный пистолетик. Она постоянно попадает в неприятности, за ней постоянно приходится следить, да ещё и выносить её капризы: дочь президента как-никак. Спасибо хоть, что симпатичной блондинке хватает ума залезть в близлежащий ящик в случае приближения полчищ зомби, монстров и культистов.
Но такие образы, как Эшли, постепенно отходят в прошлое. На смену им приходит новая женщина - говорить, что она в опасности уже как-то неудобно. Хотя формально это всё ещё так. Элизабет из Bioshock Infinite - в авангарде. Её заточили в башне и не дают использовать супер-способности. Но сразу после освобождения она начинает давать Букеру дельные подсказки, находит всякие нужные вещи, а в случае отключки под плотным огнём противника готова смело вколоть герою-злодею целый бодрящий шприц морфия. В одной из параллельных вселенных Элизабет захватывает власть над миром и к чертям разрушает его. Эта дамочка не в опасности: она сама - опасность!
Под стать ей - принцесса Литариэль из Middle Earth: The Shadow of Mordor. Кто сказал, что принцесса должна обязательно носить розовое платьице и белый передничек, как Peach? (хватит уже динамить Марио, бессердечная ты тварь!). А не лучше ли подойдёт кожаная броня, меч и кинжалы!? Особенно когда вокруг сотни орков, требующих кромсания. Литариэль, возможно, самая крутая из принцесс за всю историю игростроя. Но и она попала в этот список не просто так. Как-то раз её заломал особенно мощный орк и пообещал “убить мееедленно, как мы любим”. Тут уж без спасения нашим доблестным рейнджером было не обойтись. Но затем продолжилась практически полная самостоятельность. Игравшие в DLC к Middle Earth знают: Литариэль и сама способна покрошить тысячи орков, без какой либо посторонней помощи. Тут уже зеленокожие становятся самыми настоящими “дамочками в опасности” - спасать надо как раз их, а не нашу бойкую принцессу. Иначе придётся в Красную книгу заносить.
В современных играх девушки могут и сами постоять за себя - и это, без всяких шуток, прекрасно. Главное, чтобы всё это не сползло в бесполую бездну, где всякая привлекательность сразу приносится в жертву политкорректности. Как мы видим по андрогинным персонажам The Division, такая угроза есть, и она весьма реальна.
...