Один из самых долгоживущих антисоветских и антикоммунистических мифов состоит в том, что будто бы коммунисты выступали против института семьи. При этом приводят высказывания далеко не первых людей из среды левых интеллектуалов 19-20 веков. Но что же например думал по этому поводу Карл Маркс, как наиболее авторитетный мыслитель?
Как известно у самого Маркса была очень крепкая семья. Он обручился в 18 лет с Женни фон Вестфаллен, которая позднее родила ему семерых детей. К сожалению четверо из них умерли еще в детстве. Выжили только 3 девочки Женни, Лаура и Элеонора. Детская смертность в те времена была достаточно высока, тем более в небогатых семьях. Как видите сам Маркс создал достаточно большую, крепкую семью.
А теперь давайте посмотрим, как же Маркс относился к самому институту семьи. Вот например цитаты из его статьи "Проект закона о разводе", в которой он разбирал готовящийся в 1842 году законопроект.
Когда же мы спрашиваем этих противников (которые не являются противниками церковной трактовки вопроса и других указанных недостатков), на чём основываются их рассуждения, — то они нам всегда говорят о несчастном положении супругов, связанных друг с другом против своей воли. Они становятся на эвдемонистическую точку зрения, они думают только о двух индивидах и забывают про семью. Они забывают, что почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и что даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей, от того, что им заблагорассудится. Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба. Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произвол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нравственная субстанция этого отношения.
.....
Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принуждён подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он так же мало творит и изобретает брак, как пловец — природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволу вступившего в брак, а, наоборот, произвол вступившего в брак должен подчиняться сущности брака.
Как видите, в данной цитате автор ставит права семьи выше прав индивида. Развод не может быть произвольным желанием одного из супругов. А вот что Маркс говорит по поводу того в каком случае развод возможен.
В отношении брака законодатель может установить только те условия, при которых дозволяется расторгнуть брак, т. е. при которых брак по существу своему является уже расторгнутым. Судебное расторжение брака может быть только протоколированием его внутреннего распада. Точка зрения законодателя есть точка зрения необходимости. Законодатель, следовательно, почитает брак, признаёт его глубоко-нравственную сущность, если он считает его достаточно сильным, чтобы выдержать множество коллизий, не утрачивая при этом своей сущности. Мягкость по отношению к желаниям индивидов превратилась бы в жестокость по отношению к тому, что составляет сущность этих индивидов, по отношению к их нравственному разуму, который воплощается в нравственных отношениях.
Сейчас такой взгляд на сущность семьи назвали бы очень консервативным. Осебенно интересно последнее предложение цитаты. Маркс указывает, что потакая желаниям индивидов, мы наносим большой вред нравственному разуму человека. Думаю это исчерпывающий ответ классика тем, кто обвиняет коммунистов в негативном отношении к семье.
slavikap.livejournal.com/22020359.html
P. S.
Здесь можно почитать более подробно о воззрениях Маркса и Энгельса на институт брака:
Марксизм о браке, семье, воспитании и образовании
communism21.org/abc/17
Институт семьи явно в кризисе и упадке, когда два взрослых человека (муж и жена) предпочитают завести одного ребенка и не больше чтобы сохранить привычный уровень потребления. Ясно, что эта тенденция приведет к проблемам демографии. Узаконены однополые супружеские пары, которые вообще потомство не оставят.
отсюда
Чего не сказал К.Маркс.
mbskvort.livejournal.com/136382.html
Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины и на функции семьи подробно изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Согласно Энгельсу, семья является надстройкой над экономическим базисом. Например, моногамию Энгельс трактует как способ передачи богатств по наследству своим биологическим детям. По Энгельсу, семейное хозяйство при социализме должно стать частью общественного труда, а уход и воспитание за детьми — общественным делом. В связи с этим семья просто отомрёт. Отмирание буржуазной семьи предсказывает также «Манифест коммунистической партии».
ru.wikipedia.org/wiki/Теория_стакана_воды
"В будущем обществе хозяйственная функция семьи отомрет, а с ней исчезнет и экономический расчет в отношениях между мужчиной и женщиной. Эти отношения будут строиться лишь на индивидуальной любви, а их формы люди будущего определят сами."
dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8941/“ПРОИСХОЖДЕНИЕ
полностью
Ф. ЭНГЕЛЬС "ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА"
magister.msk.ru/library/babilon/deutsche/marx/engls01r.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Происхождение_семьи,_частной_собственности_и_государства
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ